1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужно время.
2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
3. Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие ученика, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
5. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
6. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
• В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.
• Обязательно привлекать трудновоспитуемых к занятиям в кружках и секциях. Следить за посещением.
Даненова Л.Р.